В целях реализации права каждого человека на образование...создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации...
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»,
Статья 5, часть 5
«Дурак, отсталый, лузер... », – кричат ребята своему однокласснику. Эти слова далеко не самые обидные, да и вообще, слова – не самое страшное, с чем приходится мириться ребенку, непохожему на других. Поражает то, что сами обидчики часто не понимают, насколько глубоко их «подколы и издёвки» въедаются в самое сердце их жертвы. Если вы сделаете замечание таким ребятам, скорее всего услышите в ответ: «Ну что вы, мы же просто шутим, прикалываемся...».
По результатам опроса учеников начальной и средней школы, примерно 25% ребят по крайней мере раз в неделю становятся объектами насмешек и злых шуток со стороны своих одноклассников. В это же время, 7% опрошенных признались, что им приходится терпеть ежедневные нападки со стороны одноклассников.
Обычно, для того чтобы стать жертвой коллективной травли, достаточно немного отличаться от большинства. К сожалению, дети с ограниченными физическими возможностями составляют в данном случае особенную группу риска. Во-первых, их отличия порой слишком очевидны, чтобы микросоциум смог их принять, а во-вторых, они чаще всего не могут дать отпор своим обидчикам.
Мы подготовили советы для учителя, которые помогут, если не решить проблему травли, то хотя бы сделать первые шаги на пути к ее решению.
1. Думайте, что говорите
Помните, что, во многом, именно вы определяете поведение своих учеников. Звучит банально, но вы обязаны думать, что и когда говорите. Неосторожно оброненное «Ну и болван же ты, Сидоров!» может испортить день этому самому Сидорову. Подобно снежному кому, ваше «болван», к концу дня, может разрастись до невероятных масштабов. И, естественно, ваши слова и поступки ни прямо, ни косвенно не должны поощрять коллективное высмеивание умственных или физических способностей.
Запомните: детей нужно научить разделять ситуацию и личность. Коля упал в лужу и это действительно могло быть смешно, даже самому Коле. Вот только смеяться здесь стоит с ситуации, а не с того, какой Коля неуклюжий.
2. Работайте в «горячих точках»
В присутствии учителя даже самые бойкие обидчики способны утихомириться. Если вы знаете, что в каком-то из классов особенно остро стоит проблема травли одного из учеников, уделите внимание этой ситуации. Попросите коллег, охранника, тех. работников школы и всех, кто может стать потенциальным свидетелем коллективной травли, сообщать вам о таких случаях, а при необходимости и вмешаться.
Запомните: закрыть глаза и сделать вид, что все замечательно – самый простой, но, тем не менее, в корне неправильный, путь. Будьте активны и уделяйте внимание не только обучению, но и поддержанию дисциплины.
3. Проводите классные часы
Научите школьников сотрудничать, помогите им понять, что значит быть частью коллектива. Для этого можно эффективно использовать классный час. Даже собираясь на 10-15 минут раз-два в неделю, вы сможете улучшить отношения в классе. На таких собраниях класса каждый желающий сможет высказаться, рассказать о возникшем конфликте. В таких ситуациях нужно следить за тем, чтобы собрание не было воспринято как шоу «Открытый микрофон» для ябедников.
Запомните: жаловаться и выражать свои чувства или озвучивать мысли по какому либо поводу – это разные вещи. Объясните это ученикам и донесите им мысль, что вы собираетесь вовсе не для того, чтобы дать возможность поплакаться одним и осуждать поступки других, а для того, чтобы каждый был услышан и понят.
4. Поддерживайте благоприятный климат в классе
Даже когда вы проводите урок не в своем классе или вообще не выполняете функции классного руководителя, вы можете влиять на психологический климат в коллективе. Дайте ученикам понять все преимущества коллективной работы.
Запомните: во время урока вы можете помочь каждому школьнику увидеть свои и чужие слабые и сильные стороны. Используйте эту возможность, чтобы донести до учеников важную мысль – «Все люди особенны и ценны именно по причине своей непохожести».
5. Научите детей быть толерантными
Толерантность – это важная способность для любого цивилизованного человека. Мир открыт, а глобализация необратима. Каждый день мы встречаем людей, которые отличаются от нас по национальности, мировосприятию, внешности и физическим возможностям. Научите детей воспринимать общество как яркую мозаику, поражающую многообразием красок и оттенков, но при этом формирующую целостную картину мира.
Запомните: жизнь была бы скучной, а прогресс бы практически остановился, если бы все были похожи друг на друга и разделяли одинаковые ценности. Ваша задача – донести эту мысль своим ученикам.
Читать продолжение: https://mega-talant.com/blog/9-sovetov-kak-ostanovit-..
Комментариев нет:
Отправить комментарий